Сенсорная интеграция: метод Джин Айрес.

Что такое сенсорная интеграция?
Термин "сенсорная интеграция" относится к обработке, обобщению и организации чувственной информации, поступающей от тела и окружающей среды.
Он описывает как мы воспринимаем, анализируем и реагируем на информацию органов чувств (или игнорируем её). Сенсорная интеграция важна для всех повседневных действий – для одевания, приёма пищи, передвижения, общения, обучения и работы.

Органы чувств.

Сенсорная информация поступает от органов чувств:
  • Зрение,
  • Слух,
  • Осязание,
  • Вкус,
  • Обоняние,
  • Проприоцепция (чувство осознания и положения тела),
  • Вестибулярная (осознание движения, равновесия и координации),
  • Интероцепция (сообщает нам о том, что происходит внутри нашего тела, например, о голоде, потребности в туалете, усталости, эмоциях и т. д.)
Для большинства из нас развитие сенсорной интеграции происходит в детстве в процессе ползания, ходьбы и игры, спортивных упражнений; у других сенсорная интеграция развита не так хорошо.

Джин Айрес

Понятие сенсорной интеграции было разработано в конце 60-х и 70-х гг. доктором А. Джин Айрес, эрготерапевтом, педагогом - психологом, нейробиологом, лектором и широко публикующимся исследователем, работавшей в США.


Айрес была заинтересована в объяснении того, как трудности с получением и обработкой сенсорной информации от своего тела и окружающей среды могут быть связаны с трудностями в школе или с использованием своего тела в повседневной жизни. Айрес разработала теорию о том, что происходит, когда сенсорная интеграция не развивается должным образом, она разработала способ оценки этих трудностей и способ их лечения. Она проводила исследования, направленные на дальнейшее развитие и понимание сенсорной интеграции, и лечила многих детей с трудностями сенсорной интеграции. С тех пор ряд эрготерапевтов продолжили ее работу. Благодаря новым методам визуализации мозга многое из того, что постулировала Айрес, было подтверждено.

Айрес определила сенсорную интеграцию как:
"Неврологический процесс, который организует ощущения от собственного тела и окружающей среды и делает возможным эффективное использование тела и окружающей среды". (1972)
Джин Айрес получила множество наград от Американской ассоциации эрготерапии (AOTA).

Эта беспокойная, сострадательная и мужественная женщина посвятила свою жизнь продвижению научно обоснованных стратегий вмешательства, позволяющих повысить качество жизни людей с ограниченными возможностями и их семей.

Фото: Wikimedia Commons

Московское издательство "Теревинф", ранее редакционно-издательский отдел Центра лечебной педагогики, издало книгу Джин Айрес "Ребенок и сенсорная интеграция - понимание скрытых проблем развития, с практическими рекомендациями для родителей и специалистов".

В их же издательстве вышла книга Аниты Банди, Шелли Лейн и Элизабет Мюррей "Сенсорная интеграция. Теория и практика", в которой объединены результаты исследований известных учены и опыт практикующих специалистов, дающие систематическую информацию о теории сенсорной интеграции, а также диагностике и терапии, основанных на сенсорно-интегративном подходе.

Фото: сайт издательства "Теревинф"

В чём разница между сенсорной интеграцией и сенсорной обработкой?

Термины "сенсорная интеграция" и "сенсорная обработка" относятся к процессам в мозге, которые позволяют нам принимать сигналы от органов чувств, осмысливать их и реагировать соответствующим образом.

В 2006 году доктор Люси Миллер опубликовала модель "расстройства сенсорной обработки", основанную на работах Айрес.
Терапевты и авторы, как правило, используют тот или иной термин в зависимости от того, где они обучались.

Как выглядят трудности сенсорной интеграции?

Что происходит когда сигналы, поступающие от наших органов чувств, слишком слабые? Или слишком сильные? Или если наш мозг чрезмерно или недостаточно реагирует на эти сигналы? Или если мозг не может разобраться в этих сигналах? Человек испытывает трудности с сенсорной интеграцией, и это может проявляться в его поведении. Некоторые люди могут воспринимать сенсорные сигналы как подавляющие и расстраивающие, что приводит к "сенсорной перегрузке". Люди могут быть чрезмерно чувствительны к сенсорным сигналам, недостаточно чувствительны или и то и другое.
Всем нам свойственно время от времени ощущать недостаточную или избыточную чувствительность к сенсорным воздействиям; например, музыка или яркий свет могут показаться слишком сильными, если у вас болит голова; вы можете чувствовать себя нескоординированным или неспособным сосредоточиться, если вы устали. Однако эти ощущения носят временный характер и, как правило, не влияют на повседневную деятельность в долгосрочной перспективе.

Трудности сенсорной интеграции являются долгосрочными и оказывают большое влияние на повседневную жизнь и обучение. Однако с помощью профессиональной консультации и, при необходимости, терапии можно многое сделать для улучшения повседневного функционирования.

Некоторые люди могут испытывать трудности с обработкой информации, поступающей от одного конкретного органа чувств (например, при зрительном восприятии), в то время как другие могут испытывать трудности с интеграцией информации, поступающей от нескольких сенсорных систем.

Следует отметить, что трудности сенсорной интеграции отличаются от сенсорных нарушений, таких как потеря слуха, хотя иногда они приводят к схожему поведению. Например, человеку с идеальным слухом может быть трудно следить за разговором, если он испытывает трудности с обработкой поступающих слуховых сигналов.

Нарушения сенсорной интеграции

Выделяют четыре категории нарушений сенсорной интеграции (Parham and Mailloux (2015)):
1. Проблемы сенсорной модуляции
Проблемы с сенсорной модуляцией возникают, когда наш мозг либо чрезмерно реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, либо реагирует на нее недостаточно. Например, если человек слишком остро реагирует на прикосновения, он может быть очень хорошо осведомлен о ярлыке на задней части своей одежды. Если же человек слабо реагирует на прикосновения, он может не заметить, что кто-то трогает его за плечо.
Было обнаружено, что люди могут быть слишком чувствительны или недостаточно чувствительны ко всем различным чувствам, они могут быть слишком чувствительны к одним чувствам и недостаточно чувствительны к другим. Некоторые люди могут быть слишком восприимчивы и недостаточно восприимчивы в рамках одного и того же чувства. Чувствительность может зависеть от ситуации, например, стрессовая ситуация может заставить нас больше, а иногда и меньше обращать внимание на ощущения.

2. Сенсорная дискриминация и проблемы с восприятием.
В этом случае мозг испытывает трудности с осмыслением получаемой органами чувств информации. Если эти проблемы связаны с сенсорной информацией, то человек может казаться неуклюжим, прилагать слишком много или слишком мало усилий при выполнении действий. Человек с проблемами зрительного восприятия может испытывать трудности с поиском предметов в загроможденной обстановке или с нахождением слова на странице.

3. Двусторонние функциональные проблемы вестибулярного аппарата.
Эти проблемы являются следствием проблем с вестибулярным аппаратом и могут приводить к нарушению равновесия и трудностям с координацией двух сторон тела. Проблемы с равновесием и координацией могут быть следствием целого ряда различных проблем, квалифицированный специалист по сенсорной интеграции может определить, являются ли эти проблемы следствием проблем с вестибулярным аппаратом.

4. Проблемы праксиса
Праксис - это медицинский термин, означающий, как наш мозг планирует и выполняет движения, которые мы раньше не делали. Для детей это может быть обучение прыжкам, для взрослых - вождению автомобиля или пользованию палочками для еды.
Когда сенсорная информация не обрабатывается должным образом, это может сделать новые движения очень трудными, так как ребенок не может разобраться в различной поступающей сенсорной информации. Таким образом, ребенок с трудом понимает, где находится его тело и какая сила, скорость и направление необходимы для выполнения нового движения. Трудности с праксисом мы называем диспраксией или нарушением координации развития.

Насколько распространены проблемы сенсорной интеграции?

Поскольку проблемы сенсорной интеграции могут сочетаться с другими расстройствами (включая аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, обсессивно-компульсивное расстройство, некоторые генетические синдромы), а также вообще не сопровождаться никакими другими диагнозами, трудно назвать точную цифру их распространенности.


По данным одного из исследований 2009 г., 1 из 6 детей имеет проблемы с обработкой сигналов от органов чувств, что затрудняет их обучение и деятельность в школе. Другие исследования показали, что 66% аутичных детей (65-90% аутичных детей, в зависимости от исследования) и 32% детей с особыми образовательными потребностями (не аутичных) демонстрируют явные отличия в сенсорном поведении.


Недавно в работе 2020 года было обнаружено, что трудности в обработке сигналов органов чувств определяют нарушения познавательных функций, слухового внимания и кратковременной словесной памяти у аутичных детей в условиях школы.

Терапия сенсорной интеграции

Терапия сенсорной интеграции должна проводиться только квалифицированным специалистом: это эрготерапевт, логопед или физиотерапевт, прошедший дополнительную последипломную подготовку по сенсорной интеграции. Эта учебная программа включает в себя подробное изучение неврологии и доказательной базы, лежащей в основе сенсорной интеграции, а также развитие опыта в оценке и оказании помощи людям с проблемами сенсорной интеграции.

Занятия включают воздействие на органы чувств, двигательную терапию, развитие равновесия, тщательно разработанные и адаптированные физические упражнения и коррекцию (например, изменение окружающей среды или распорядка дня). Специалист по сенсорной интеграции может работать с пациентом, его семьей, опекунами, школой, другими смежными медицинскими специалистами, чтобы составить "сенсорную диету" для конкретного пациента. Сенсорная диета - это рекомендованный комплекс мероприятий и приспособлений (которые можно проводить как на терапевтических сеансах, так и дома или в школе), чтобы помочь человеку получить необходимую ему сенсорную информацию.

Для многих людей занятия в центрах сенсорной интеграции, а также небольшие изменения в окружающей обстановке могут существенно изменить их обучение и повседневную жизнь.

(По материалам сайта Sensory Integration Education - SI Network Ltd.)

BoBo Wobbly

интерактивный баланс борд для оценки равновестия, тренировки, игр
BoBo Wobbly разработан физиотерапевтами для того, чтобы упражнения на равновесие и баланс были увлекательными, а занятия - не скучными.

Подробное описание баланс борда и программы BoBo Home

Специальное предложение на BoBo Wobbly для центров сенсорной интеграции и родителей особенных детей

Наши партнеры:

Детский центр сенсорной интеграции и нейрокоррекции (Воронеж) под руководством Николая Соловьева для помощи детям от 7 месяцев.
Проект Марины Соловьевой (Москва) - персональные тренировки, он-лайн консультации, составление программ, супервизия, обучающие семинары.
Если у Вас остались вопросы или Вы хотите заказать демонстрацию (пока только в Москве) - заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.